История Убер (Uber)

Инновационная технология Uber, взрывной рост и постоянные споры вокруг компании делают её одной из самых привлекательных, которые появились на свет за последние 10 лет. Убер – это не только приложение по заказу такси, но и в целом концепт работы компании, которая зарабатывает, не имея при этом практически никакого персонала. У Uber’а нет своего автопарка и своих водителей, точно также, как и у компании по поиску краткосрочного арендного жилья Airbnb нет своих отелей, а компании зарабатывают, будучи посредником между бизнесами и потребителями, вскоре в бизнесе появился такой термин, как «уберизация». Только представьте себе, почти десятилетняя компании стала самой дорогой частной стартап-компанией в мире. Необоснованно быстрый рост побудил большое количество споров вокруг реальной стоимости компании, тем самым в ходе последнего раунда финансирования (состоявшийся 28 декабря 2017 года) стоимость компании упала с высоких $70 до $48 млрд. В итоге в ходе крайнего раунда по поиску инвесторов, Uber пришёл к соглашению с Softbank, крупнейшей телекоммуникационной корпорации в Японии, продав 20% своих акций. Даже несмотря на переоценку общей стоимости Убер (цена упала более чем на 30%), американский стартап до сих пор оценивается дороже, нежели автомобилестроительный концерт Ford Motor Company, а также наступает на пятки Tesla.

Основатели встречаются в Париже

kalanik uber 1024x576 История Убер (Uber)

История Убер началась в Париже в 2008 году. Два друга, Трэвис Каланик и Гаррет Кэмп, посещали LeWeb, ежегодную техническую конференцию, которую издание “The Economist” описывает как «конференция в сердце Европы, где собираются революционеры, чтобы создавать будущее». В целом LeWeb — это одна из крупнейших и старейших технологических конференций в Европе. В 2007 году оба предпринимателя продали свои стартапы, что стало основанием для довольно крупного стартового капитала. Каланик продал Red Swoosh Akamai Technologies за 19 миллионов долларов, а Кэмп продал Stumble Upon компании eBay за 75 миллионов долларов.

Ходят слухи, что концепция Убер родилась одной зимней ночью во время конференции, когда ребята никак не могли заказать такси. Первоначально идея заключалась в предоставлении лимузина с оплатой по времени, при этом весь процесс резервирования такси и оплаты происходил бы через мобильное приложение. После конференции предприниматели разошлись и продолжали заниматься своими делами, но, когда Кэмп вернулся в Сан-Франциско, его не покидала мысль об идее с заказом такси через приложение и тогда он купил доменное имя UberCab.com.

Формирование UberCab

В 2009 году Кэмп все ещё занимался своим проектом, Stumble Upon, в роли генерального директора, но параллельно начал работать над прототипом UberCab. К лету того же года Кэмп убедил Каланика присоединиться к UberCab в качестве директора по развитию. Впервые сервис нынешнего Убер’а был протестирован в Нью-Йорке в начале 2010 года, используя только три автомобиля, а официальный запуск состоялся в Сан-Франциско в мае. Райан Грейвс, который был главным менеджером UberCab и считался важной фигурой на ранних этапах становления компании, стал главным исполнительным директором (CEO) UberCab в августе 2010 года. В декабре 2010 года Каланик снова занял пост генерального директора, а Грейвз занял должность главного операционного директора и члена правления. Перестановки в составе не совсем важны, самое главное, что и Каланик и Кэмп продолжали работать над развитием услуги такси в США. Популярность приложения быстро набирала обороты благодаря простое заказа автомобиля через мобильный телефон. Буквально за пару нажатий можно было заказать такси, проконтролировать маршрут движения из точки А в точку Б при помощи GPS, при этом оплата за поездку автоматически списывалась с банковской карты, которая была привязана к учётной записи пользователя. UberCab смог решить постоянную проблему с необходимостью иметь при себе наличные деньги для оплаты за такси. В октябре 2010 года компания получила первое крупное финансирование в размере $1,25 млн., от венчурного фонда First Round Capital.

dollary История Убер (Uber)

Первые проблемы с законом

Практически сразу после получения первых серьёзных инвестиций, компания получила приказ на прекращение своей деятельности от департамента общественного транспорта Сан-Франциско. Одной из причин такого заявления от местного самоуправления было использование слова «cab» в названии UberCab. Стартап сразу же ответил на это, изменив имя UberCab на Uber и купил доменное имя Uber.com от Universal Music Group. К слову, эта сделка обошлась компании в 1 миллион долларов. Сначала UberCab купил новое доменное имя взамен на 2% от акций компании, а впоследствии выкупили обратно акции у Universal Music Group за 1 миллион долларов.

Первые успехи Uber

Год 2011 начался у стартапа под новым названием и Кэмп вместе с Калаником смогли провести очередной раунд финансирования. Привлечь удалось более $11 миллионов, что требовалось для масштабирования компании и выхода на новые рынки: Нью Йорк, Сиэтл, Бостон, Чикаго, Вашингтон, а также за границами США в Париже. В том же году на очередной конференции LeWeb, на тот момент занимавший позицию генерального директора, Каланик заявил, что в ходе третьего раунда финансирования было привлечено $37 миллионов. В 2012 году помимо дорогого сервиса по предоставлению автомобилей бизнес класса, в приложение появляется машины UberX, электрические автомобили, как альтернатива дорогим кэбам. В последующие годы проходило ещё ряд раундов финансирования, и среди инвесторов были такие крупные компании, как TATA Capital, Morgan Stanley, Goldman Sachs и Baidu.

Убытки за убытками

Вплоть до апреля 2017 года Uber не разглашал свои финансовые детали, так как не является публичной компанией, а значит финансовые отчёты не обязательно было публиковать, но было решено показать общественности всю финансовую правду через финансовую медиа-компанию Bloomberg. Именно тогда всплыла обратная монета успешного стартапа – в 2016 году компания потерпела убытки в размере $3,8 миллиардов. Судя были включены убытки от дочерней компании в Китае, которая была успешно продана летом 2016 года, но даже без этого общие финансовые потери Uber’а составляли более $2,8 млрд. Руководители компании также поспешили всех обеспокоить, что новый сервис UberPool, который позволял совместно нескольким людям пользоваться одним и тем же такси по пути следования, увеличил доходность бизнеса на 76% в четвёртом квартале 2016 года. Но убытки при этом тоже выросли на 5%. Именно диверсификация, а точнее появление новых продуктов под эгидой Uber, подают надежды на успех. Сейчас в США активно используются UberEats, сервис по доставке еды, UberRUSH, курьерский сервис по доставке посылок и писем в течении того же дня. В этом году Убер запартнёрился с одним из самых крупных банков в мире, Barclays, выпустил свою собственную бесплатную кредитную карту Visa в США, которая по некоторым заявлениям имеет стартовую сумму в $100, в качестве бонуса. Кредитная карта при этом является по совместительству целой кэшбек площадкой с возвратом части средств за любые покупки, включая подписки на такие сервисы, как Netflix, Apple Music, оплату за Airbnb, а также на все оплаты в ресторанах (повышенный кэшбек в 4%).

Сопротивление со стороны властей и других такси компаний

uber protiv taksi История Убер (Uber)

Во время своей экспансии Uber встретил ожесточенное сопротивление со стороны такси индустрии в целом, а также со стороны ряда государственных регуляторов. В рамках своей стратегии по смягчению всех споров с оппозицией компания наняла Дэвида Плуффа, высокопоставленного политического и корпоративного стратега, который работал над президентской кампанией Обамы в 2008 году. В 2014 году таксисты в Лондоне, Берлине, Париже и Мадриде организовали крупномасштабные акции протеста против Убер’а. Такси компании утверждали, что, поскольку Uber избегает дорогие лицензионные сборы и обходит местные законы (также не платит налоги по месту предоставления услуг), тем самым он создает недобросовестную конкуренцию. Дело было на слушании в высшем суде Европы в декабре 2016 года. Во время всей битвы Uber’а против других такси компаний, они заявляли, что не являются транспортной компанией, а лишь онлайн бизнес приложением. По результатам слушания было утверждено, что в Европе Uber обязан подчиняться законодательствам Европейского Союза, так как предоставляет «сервис в сфере транспорта». Собственно, даже такое громкое разбирательство, которое дошло до суда сильно не повлияло на Uber в Европе. Список Европейских стран, где Uber в данный момент запрещён: Дания, Болгария, Венгрия. В остальных странах частично запрещён сервис UberPop. Что касается Uber’а в России, то в середине 2017 года было объявлено об объединении двух сервисов, Яндекс.Такси и Uber, на территории РФ и СНГ.

Совсем недавно, в Нью-Йорке, выяснилось, что Убер ошибочно взымал со своих водителей комиссию, которая рассчитывалась, основываясь на доходе таксиста до вычета налогов. То есть формула расчёта была неверной, тем самым водители сервиса Uber в Нью-Йорке переплатили десятки миллионов долларов. После этого случая в СМИ появилось очень много ожесточённых споров, вызывающих вопросы о справедливости того, кто в конечном итоге уплачивает налоги. В компании пообещали сделать перерасчёт, но к тому времени NewYorkTimes уже успело провести своё независимое расследование, которое доказало тот факт, что Uber избегает честно платить налоги. В июне этого года нью-йоркский суд постановил, что водителей Uber следует рассматривать как сотрудников компании, а не независимых подрядчиков, как это утверждала компания, по крайней мере в некоторых случаях. Это позволяет водителям получать все положенные по трудовому кодексу выгоды, что, скорее всего, оказало бы существенное влияние на итоговое решение в Нью-Йорке. Uber в данный момент находится в процессе обжалования данного приговора.

Проблемный 2017 год для Uber

Год 2017 стал очень запоминающимся для многих сотрудников Uber. Проблемы начались в феврале, когда бывшая женщина-инженер Uber обвинила компанию за свою сексистскую бизнес культуру в публикации на 3000 слов в личном блоге. В записи женщина утверждала, что культура Убера была очень враждебной, сексистской и довольно оскорбительной для большинства работников. Сообщение быстро разлетелось по многочисленным международным СМИ, стало по-настоящему вирусным, и ряд высокопоставленных сотрудников подали в отставку по причинам, связанными не только с публикацией бывшего инженера компании, но и из-за информации, которая всплыла чуть позднее в ходе внутреннего расследования Uber. Совет директоров потребовал провести своё собственное внутреннее расследование, чтобы выяснить все детали, которые были упомянуты в блоге, обвиняющие Uber в сексизме. Буквально спустя месяц компания заявила об увольнении ещё 20 сотрудников, а также о внесении 47 поправок во внутренний этикет компании, чтобы решить все найденные проблемы с рабочей атмосферой внутри Uber’а. На этом шквал негатива не остановился, и со временем начали всплывать всё новые факты, в прессе публиковались всё новые письма сотрудников компании и было подтверждено то, чего боялись больше всего в совете директоров Uber – сексистское поведение исходило от одного из основателей компании, Трэвис Каланика. Он также был пойман на видео, споря с одним из водителей Uber о снижении тарифов, что ещё больше подпортило его имидж в глазах общественности. Одновременно с этим Убер обвинялся одной из дочерних компаний Alphabet (он же Google), Waymo, в похищении секретных разработок технологий автономного вождения (беспилотных автомобилей). Этот случай был урегулирован в начале 2018 года. Кроме этого, издание «Нью-Йорк Таймс» доказало тот факт, что Uber использовал функцию, которая позволяла приложению работать в тех регионах, где его использование было незаконным – всё это привело к очередному уголовному расследованию.

idite v zopu История Убер (Uber)

Для справки, 21 июня 2017 года Каланик подал в отставку после ряда жалоб со стороны акционеров. Спустя чуть больше двух месяцев на пост генерального директора был назначен Дара Хосрушахи, занимавший на тот момент пост генерального директора Expedia.

Uber IPO – первая публичная продажа акций

В конце 2017 года, практически сразу после назначения на должность главного исполнительного директора Uber, Хосрушахи выступил на конференции New York Times’ Dealbook, заявив о планах компании по привлечению инвестиций через фондовые рынки. При этом Хосрушахи подчеркнул, что это не его план по проведению IPO, а со-основатель Убера, Каланик, закладывал в долгосрочные планы выход на фондовые биржи. Раньше были размытые планы по дате проведения UberIPO, но во время выступления Хосрушахи чётко обозначил год – 2019. Крайний финансовый раунд по привлечению инвестиций от Softbank делает осуществление задуманного плана по IPO на один шаг ближе.

Заключение

Путь становления компании Убер на сегодняшний день был очень ухабистым, и несмотря на то, что такси сервис активно работает в направлении развития беспилотных автомобилей, им очень тяжело конкурировать с Apple, Google и Tesla. Особенно тяжело это происходит и из-за недавних скандалов по теме сексизма, а также большого количества других негативных отзывов в СМИ, скажем так, репутация Uber’а не совсем чиста. Многие эксперты советуют компании сфокусироваться на одном направлении и не распыляться на сторонние проекты, ведь лучше предоставлять один качественный сервис, чем несколько, за которыми невозможно уследить. Например, у сервиса по доставке еды, UberEats, есть очень большое количество конкурентов во всех странах, самыми крупными из всех являются Deliveroo, JustEat и DeliveryHero. Также интересно, если компании удастся в ближайшем будущем провести публичное размещение (IPO), что позволит привлечь очередную крупную сумму инвестиций.

Поделиться

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо ВОЙТИ в систему. Это просто!