Краудфандинг в России

Что такое краудфандинг?

Краудфандинг в России – сравнительно новое явление. Однако, многие предприниматели из разных областей уже успешно пользуются таким способом финансирования своих проектов. Если объяснять понятие «краудфандинг» в двух словах, то это общественное финансирование.

Но разберемся с этим термином немного подробнее.

Краудфандинг (от англ. сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — это добровольный сбор финансовых средств для осуществления определенного проекта от неопределенного количества человек, в основном через специальные интернет-платформы. Выделять деньги могут как частные, так и юридические лица. Также краудфандинг является видом краудсорсинга. Однако краудфандинг предполагает сбор исключительно финансовой помощи, в то время как краудсорсинг не исключает любые виды добровольной помощи в реализации поставленной задачи (проекта).

Краудфандинг используют в совершенно разных целях. Это может быть сбор средств на благотворительность, для осуществления творческой идеи (запись музыкального альбома, издание собственной книги, организация выставки картин или фото), для научных исследований, начала малого бизнеса и много другого. Например, средства для съемок этнографического сериала о России также собирают с помощью одного из подвидов коаудфандинга – краудинвестингом. О нем и других видах мы расскажем далее.

Как это работает / Виды краудфандинга

Чтобы начать подобный сбор средств для финансирования какого-либо проекта, нужно выставить его на специальных сайтах. Мы расскажем о площадках краудфандинга в России и мире в следующих разделах. Однако, недостаточно просто парой строк описать цель для сбора денег. Существую определенные негласные правила краудфандинга.

  • Грамотно и понятно сформулируйте свою цель

Необходимо предоставить подробный бизнес-план или расчет всех финансов, необходимых для реализации проекта, которые Вы планируете получить с помощью краудфандинга.

  • Из предыдущего пункта вытекает следующее правила: точная сумма. Проекты без четкой цели и рассчитанной суммы редко пользуются популярностью и, как правило, собирают немного средств.
  • Открытость

Обычно платформы и сайты подразумевают публичность сбора. Так, пользователи смогут видеть, какая сумма уже собрана и сколько необходимо добавить. Этот факт не должен Вас смущать.

  • Нет анонимности

Немногие захотят жертвовать средства на анонимные счета. Скорее всего, это вызовет подозрения и оттолкнет потенциальных спонсоров. Поэтому стоит указывать реквизиты открытых счетов.

  • Быть открытым для предложений

Несмотря на то что краудфандинг нацелен на сбор денег, не стоит игнорировать и другие виды помощи. Возможно, найдутся те, кто всерьез заинтересуется Вашим проектом и предложит техническую, маркетинговую или любую другую помощь.

  • Покажите своих спонсоров

Некоторые организации могут заинтересоваться проектом и выделить средства, если увидят, что помимо краудфандингау Вас уже есть спонсор. Это значит, что проект вызвал доверие, что он конкурентоспособен. Это может послужить толчком к более эффективному и оперативному сбору необходимой суммы.

Возникает логичный вопрос: а какая выгода самим сайтам-платформам для краудфандинга? Все очень просто. Обычно платформы получают свой процент от каждого проекта. Размер комиссии в России не превышает 15%. С благотворительных проектов комиссия, как правило, не взимается.

Существуют разные виды краудфандинга.

  • «Все или ничего». При такой системе собранная сумма переводится создателям проекта, только в случае достижения определенной изначально денежной цели. Если необходимая сумма так и не была собрана – все деньги возвращают тем, кто их пожертвовал.
  • «Оставить все собранное». Эта система вызывает больше оптимизма у создателей проектов. Так как в любом случае денежные средства будут получены за вычетом комиссии.
  • «Награда». В этом случае средства собираются для оплаты работы тех, кто будет осуществлять проект.
  • «Сделка со свободной ценой». Этот способ подходит только для уже существующих проектов. Спонсоры в этом случае определяют стоимость продукта, например, уже написанной книги или записанного альбома.
  • Благотворительность. Средства обычно идут на помощь в лечении заболеваний и другие виды деятельности благотворительных организаций.
  • Краудинвестинг. Понятие «инвестиция» говорит само за себя. Такой подвид краудфандинга подразумевает определенное материальное вознаграждение после реализации проекта, например, процент от дальнейшего заработка.

Российские краудфандинг площадки

planeta ru kraudfanding v rossii Краудфандинг в России

Planeta.ru – одна из первых интернет-площадок для краудфандинга в Рунете. Сайт был запущен в июне 2012 года. Сайт работает по системе «Все или ничего», которую мы описали выше. Planeta.ru получает 5% от суммы, собранной успешным проектом. Не стоит забывать и о том, что отдельно комиссию взимают и платежные системы. Большой плюс этой российской площадки для краудфандинга – возможность общения авторов проектов и потенциальных вкладчиков. Благодаря этому авторы могут расположить спонсоров к себе, больше рассказать о проекте и плане его осуществления, а вкладчик, в свою очередь, значительно сокращает риски вложиться в проигрышный проект. Сайт привлекает творческих людей. Много проектов связаны с выпуском музыкальных альбомов и клипов, но есть и разработчики новых приложений или даже гаджетов.

Желающие поддержать тот или иной проект покупают его «акции». На деле это небольшие призы, которые спонсоры получают за финансирование. Эта система напоминает благотворительные аукционы, где покупка лота лишь повод для пожертвования суммы (которая, как правило, значительно превышает реальную стоимость купленного предмета). Оплата производится через виртуальные кошельки, которые пополняются с помощью банковских карт, платежных систем и даже через мобильные телефоны.

Boomstarter – успешная площадка для краудфандинга. Проект работает с 2012, и является одной из самых популярных площадок в России. Процент комиссии на этой платформе не превышает 5%. Более того, эта платформа «оставляет все собранное». То есть, если вы не набрали необходимое количество денег, хотя бы что-то все-таки получите. Комиссия в этом случае не взимается.

Еще одна из первых (запущен в 2008 году) и по сей день существующая площадка для краудфандинга в России – Kroogi. Эта платформа в основном привлекает музыкантов, художников и фотографов, для сбора средств на их новые произведения.

Раньше существовали и другие российские краудфандинг площадки: Thankyou, Тугеза, Благо.ру, Добро Mail.Ru, «С Миру по Нитке» и т.д., но большинство из них уже не активны.

Крупнейшие зарубежные платформы для краудфандинга

Kickstarter считается одной из популярнейших международных платформ. Этот статус подтверждает тот факт, что помимо обычных спонсоров на этом сервере можно получить поддержку от крупных корпораций и фондов, и даже государственных структур. Сайт работает по системе «все или ничего».

Indiegogo – платформа, которая завоевала широкую популярность благодаря возможности получить собранные средства при любых обстоятельствах. В этом случае комиссия составляет 9%. Система «все или ничего» также используется, однако, в этом случае снижается комиссия – 4%.

Среди творческих авторов хорошую репутацию имеет американская платформа ArtistShare.

В Европе также широко распространен краудфандинг. Перечислим основные платформы в крупнейших странах:

  • Франция – платформа Ulule. Основная характерная черта – возможность для авторов как указать определенную сумму, так и устроить предпродажу.
  • Германия — платформа Startnext. Привлекает практичных немцев отсутствием фиксированной ставки комиссии. После сбора средств автор отчисляет сайту сумму, которую считает удовлетворительной.
  • Дания – Booomerang. На этой платформе представлено много общественно значимых проектов, что, видимо, привлекает инвесторов, неравнодушных к проблемам экологии, улучшения условий жизни и другим серьезным темам.

Ближний Восток представляют платформы из ОАЭ и Египта. На платформе Aflamnah, родом из Дубая, чаще финансируют творческие проекты, такие как кинематограф. Yomken из Каира организована по типу онлайн-магазина.

Множество платформ краудфандинга представлены в Китае. Крупнейшей считается DemoHour. Отмечают активное участие крупных спонсоров. Также выделяют платформы Dreamore, Fundator, ZhongChou, Musikid.

В Азии сильные позиции имеет Индонезия и Сингапур. Платформы KitaBisa и ToGather.Asia соответственно.

Поделиться

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо ВОЙТИ в систему. Это просто!