Как краудфандинг заменил собой классические инвестиции

В мае 2014 года известный предприниматель Ричард Бренсон -основатель Virgin- инвестировал свои средства в сервис Indiegogo. Компанию Бренсону составил сооснователь PayPal Макс Левчин и ряд других инвесторов из мира IT. Подобный интерес к Indiegogo легко объясним. Indiegogo — одна из самых популярных краудфандинговых платформ в мире. Ежегодно сайт привлекает сотни миллионов долларов авторам технологических, творческих и социальных проектов, позволяя реализовывать самые смелые мечты. Есть мнение, что краудфандинг в будущем убьет венчурное финансирование и заменит классические инвестиции. Попробуем разобраться как случилось, что краудфандинг стал одним из самых популярных способов получить финансирование для своего проекта.

indiegogo-logo

Для начала давайте разберемся, что же такое краудфандинг. Это английское слово, буквальный перевод которого — финансирование толпой или коллективное финансирование. Суть краудфандинга в том, что стать инвестором проекта может любой желающий. На специальных сайтах краудфандинга публикуются проекты, которым нужна определенная сумма денег для реализации. Если вам нравится проект или идея, вы можете поддержать автора, отправив любую сумму денег. Сбор средств проходит в течении определенного срока, как правило это 30-60 дней. Если за это время нужная сумма собирается, автор получает деньги. В ином случае все средства возвращаются обратно инвесторам (они же спонсоры или бекеры).

Краудфандинг получил свое развитие с повсеместным распространением интернета. Хотя, каждый из нас так или иначе сталкивался с подобным способом финансирования когда скидывался на подарок другу, или на ремонт в школе.

С первого взгляда краудфандинг легко спутать с благотворительностью. Действительно, между ними много общего, но есть серьезные отличия. В краудфандинге, как правило, деньги собираются в течении определенного времени, а автор получает средства, только если собирает определенную минимальную часть. Эта часть может варьироваться от 50 до 100%, в зависимости от сайта, где запущен сбор денег.

Еще одно важное отличие от благотворительности — каждый инвестор получает определенное вознаграждение от автора. Это может быть продукт, на который собираются деньги (классический краудфандинг) или определенный процент акций компании (краудинвестинг).

Крупнейшим сайтом для коллективного финансирования является Kickstarter. За 2014 год площадка привлекла более $500 млн., а общая сумма средств, вложенных в успешные проекты, превысила $1,5 млрд. долларов.

На самом деле, на западном рынке, краудфандинг давно стал мастхэв-инструментом практически для любого стартапа. Дело в том, что коллективное финансирование позволяет оценить насколько состоятельна идея. Ведь если тысячи людей “голосуют рублем” за проект еще на стадии финансирования, значит в ней действительно есть потенциал.

Это подтверждают истории успешных краудфандинговых проектов. Так например, проект шлема виртуальной реальности Oculus Rift после завершения успешной кампании на Kickstarter был куплен основателем Facebook Марком Цукербергом за 2 млрд долларов.

Лихорадка краудфандинга не обошла стороной и крупные международные компании. В начале года появились слухи, что свою краудфандинговую площадку может открыть Amazon. Также, появлялись сообщения, что к коллективному финансированию присматривается Sony.

В России также есть свой рынок коллективного финансирования. Более двух лет работают крупнейшие сайты российского краудфандинга — Boomstarter и Planeta. Общий объем привлеченных средств на этих площадках составляет порядка 300 млн. рублей, а рост рынка за 2014 год составил 500%. Рынок растет очень быстро, и уже государство присматривается к коллективному финансированию и экспериментирует с внедрением этой технологии.

В итоге, краудфандинг сегодня — один из самых привлекательных способов получения финансирования для авторов творческих идей и бизнес-проектов. Однако, несмотря на сотни голливудских историй успеха, собрать нужную сумму денег получается далеко не у всех. По статистике процент успешности на Kickstarter составляет 44%. В России — 25%. Чтобы провести успешную краудфандинговую кампанию важно грамотно подготовиться и потратить немало времени. О том как это сделать мы расскажем в следующих статьях.

Поделиться

4 комментария

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо ВОЙТИ в систему. Это просто!