Компания Alibaba Group

Alibaba Group Holding – крупнейшая в Китае компания, специализирующаяся на интернет — торговле. В 2013 году корпорация реализовала 11,3 млрд. заказов на общую сумму более $248 млрд. При этом количество активных клиентов компании превысило 231 млн. человек. Alibaba была основана в 1999 году и имеет несколько торговых площадок по продаже товаров частным и корпоративным клиентам. Также корпорации принадлежит платежная система Alipay. 6 мая 2014 года компания подала заявку в Комиссию по ценным бумагам США (SEC) на проведение IPO на американской фондовой бирже. Корпорация пока планирует привлечь $1 млрд., но объем размещения, по прогнозам аналитиков, будет увеличен и достигнет $20 млрд. Таким образом, IPO компании может стать крупнейшим в истории США. Организаторами размещения были выбраны банки Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, J.P. Morgan и Citi.

Компания Alibaba имеет несколько направлений деятельности: онлайн торговые площадки для розничной торговли Taobao.com, Tmall.com, а также Aliexpress.com, который наиболее популярен в России, США и Бразилии. Также корпорации принадлежат торговые площадки для оптовой продажи товаров: 1688.com и Alibaba.com. Помимо этого в структуру компании также входит сервис рекламы Alimama.com, логистический сервис Cainiao, а также онлайн платежная система Alipay.com. Через эту систему в 2013 году были осуществлены платежи на сумму $519 млрд. Данный сервис имеет огромный потенциал роста, так как правительство Китая нацелилось на либерализацию финансовых рынков, и в рамках пилотного проекта будут выданы лицензии на осуществление банковской деятельности частным компаниям, в число которых может попасть и Alibaba. Таким образом, сервис Alipay может перерасти в целую структуру, через которую будут обслуживаться не только платежи торговых площадок корпорации, но и более широкий спектр финансовых операций.

finansi alibaba Компания Alibaba Group

Компания Alibaba имеет значительный объем свободных финансовых средств, что позволяет ей инвестировать в молодые и динамичные компании преимущественно в интернет – сегменте. Так, в апреле 2013 года корпорация выкупила 18% капитала китайской социальной сети Weibo. В апреле 2014 года Alibaba увеличила свою долю до 30%, общий объем инвестиций превысил $1 млрд. В этом же месяце состоялось IPO социальной сети Weibo, и по итогам первой торговой сессии ее котировки подскочили на 19,1%, что свидетельствует о наличии высокого интереса среди инвесторов к китайским интернет-компаниям. В марте текущего года корпорация также приобрела 20% мессенджера Tango.Me, Ing. за $200 млн. В апреле Alibaba полностью выкупила компанию AutoNavi Holdings Limited, которая разрабатывает навигационные карты, за $1,5 млрд. Alibaba имеет доли и в других, более мелких компаниях, что делает ее лидером рынка интернет — услуг в Китае. На данный момент многие из ресурсов и приложений корпорации не коммерциализированы, и это дает дополнительный потенциал роста финансовых показателей компании в будущем, когда эти приложения начнут приносить доход.

alibaba oborot Компания Alibaba Group

Alibaba рассматривает своим целевым рынком Китай, однако компания также нацелена на увеличение присутствия и на мировом рынке. Так, выручка международного подразделения выросла в 2013 году на 10,5% г/г до $669 млн., ее доля в общих продажах компании составила 12,1%. Столь существенный рост связан с увеличением популярности торговой площадки Aliexpress в таких странах как США, Россия и Бразилия. Alibaba планирует конкурировать с западными гигантами не только у себя на родине, но и на зарубежных рынках. Именно с этой целью корпорация инвестировала $203 млн. в конкурента корпорации Amazon.com — онлайн – магазин ShopRunner. Alibaba не намерена останавливаться только на китайском рынке. Долгосрочной целью для Alibaba является укрепление позиций на мировой арене и создание лидера в области интернет – услуг.

Характеристика сектора

Сектор, в котором ведет свой бизнес компания Alibaba, демонстрирует впечатляющие темпы роста. Так, объем рынка онлайн — торговли в Китае увеличился в 2013 году на 40% г/г до $296 млрд., при этом 84% покупок через интернет в Китае были осуществлены через сервисы компании Alibaba. По прогнозам аналитиков, с 2013 по 2016 год оборот рынка интернет — торговли в Китае вырастет более чем в 2 раза. Дополнительными предпосылками к расширению объемов сектора станут дальнейший рост урбанизации в Китае и увеличение количества пользователей интернета. Так, в Поднебесной коэффициент проникновения интернета составляет 48,9%. Для сравнения, этот показатель равен 74,2% в США и 55,8% в Японии. В 2013 году количество пользователей интернета в Китае выросло на 9,6% г/г и будет увеличиваться ежегодно на 8- 10% в ближайшие несколько лет. Таким образом, количество интернет — пользователей в Поднебесной в 2016 году превысит население всей Европы.

online sales alibaba Компания Alibaba Group

Компания Alibaba является крупнейшим игроком на рынке онлайн-торговли в Китае, что дает ей огромный потенциал для развития, даже если брать во внимание только темпы роста рынка онлайн-торговли. А если учесть, что корпорация намеревается расширять свой бизнес и по многим другим направлениям деятельности, то ее бизнес будет расти гораздо более высокими темпами, чем темпы прироста рынка онлайн-торговли.

Дополнительным плюсом для компании Alibaba является неразвитость традиционного ритейла в Поднебесной. На одного гражданина Китая приходится 0,6 кв. м. торговых площадей, при этом для развитых стран этот показатель как минимум в 2 раза выше. Это свидетельствует о том, что отрасль розничной торговли в Китае имеет значительный потенциал развития. К тому же на фоне снижения темпов роста экономики Китая, правительство решило стимулировать внутренний спрос. Стратегической целью Поднебесной является переход от экспортоориентированной экономики к модели, направленной на внутренний спрос. В большей степени от этой тенденции выиграет отрасль розничной торговли, так как рост располагаемого дохода населения позволит увеличить потребительские расходы. А это, безусловно, позитивно отразится на доходах компании Alibaba.

Анализ финансовых результатов компании

Отчет о прибылях и убытках: На фоне стремительного роста рынка онлайн – торговли в Поднебесной выручка корпорации увеличилась в 2013 году на 72,4%. При этом доходы китайского подразделения подскочили на 86,5% г/г до $4,7 млрд., их доля в общей выручке компании составила 85,5%. Значительным плюсом корпорации является способность наращивать выручку более высокими темпами, чем издержки. Благодаря этому растет рентабельность по чистой прибыли, что, в свою очередь, способствует улучшению эффективности бизнеса и повышению интереса к компании со стороны инвесторов.

analitika ikonka 150x150 Компания Alibaba Group

Бухгалтерский баланс: В структуре бухгалтерского баланса компании произошли значительные изменения в 2013 году. Так, существенно выросла долговая нагрузка корпорации, которая в 2012 году была на очень низком уровне. Однако увеличение заимствований для компании не является риском, так как соотношение долг/активы составляет всего 0.55, что является допустимым значением для молодой компании. К тому же привлечение заемного капитала позволит больше инвестировать в развитие новых проектов и технологий. Alibaba имеет стабильный денежный поток, поэтому риск возникновения трудностей по оплате процентов минимален.

Отчет о движении денежных средств: Компания имеет в своем распоряжении значительный объем денежных средств. Небольшой отток по финансовой деятельности свидетельствует о том, что корпорация осуществляла процентные выплаты по кредитам. При этом огромным плюсом является рост денежных средств в распоряжении компании. Это позволит ей инвестировать в развитие новых технологий и в покупку других компаний

analitika investoram 150x150 Компания Alibaba Group

Вывод: Анализ финансовых результатов корпорации свидетельствует о том, что Alibaba активно развивает свой бизнес преимущественно за счет быстрого роста сектора онлайн-торговли в Китае. Компании удается успешно управлять своими издержками, о чем свидетельствует рост чистой рентабельности. Данный показатель у Alibaba составляет 25,1% по сравнению с 21,6% для компании Google Inc. Именно высокая рентабельность компании и динамичные темпы роста ее финансовых показателей являются основной причиной столь высокой оценки инвесторов потенциальной капитализации корпорации.

Риски компании: Основной угрозой для себя компания видит снижение эффективности «экосистемы» бизнеса. Под этим понимается особая структура корпорации, которая не имеет аналогов в мире. Именно эта структура и корпоративная культура позволили Alibaba обойти всех своих конкурентов, которые изначально имели значительно больший стартовый капитал. Трудностью для Alibaba также станет интеграция приобретенных компаний в общий бизнес, которая может потребовать дополнительных расходов. На этом фоне существует риск снижения рентабельности бизнеса корпорации. Помимо этого компания рассматривает для себя как угрозу рост регулирования финансового сектора в Китае, так как бизнес корпорации во многом зависит от ее платежной системы Alipay. Однако, учитывая то, что правительство Китая уже неоднократно заявляло о готовности и желании ускорить либерализацию финансовых рынков в Поднебесной, последний риск можно считать незначительным.

Прогноз Alibaba Group

Alibaba для Китая – это больше, чем просто интернет-компания, это стратегический актив. Каждый третий китаец, который имеет доступ к интернету, является активным пользователем ресурсов компании Alibaba. Учитывая особую роль корпорации в интернет-секторе Поднебесной, а также особенности местного законодательства, Alibaba решила не проводить IPO на Гонконгской бирже. Размещение в Гонконге даст доступ потенциальным инвесторам к стратегическому управлению компанией. А в Китае иностранные инвесторы не имеют права владеть стратегически важными активами. Именно поэтому корпорация решила провести IPO на американской бирже, что позволит ей сохранить власть существующего руководства в большем объеме. Для этого компания использовала структуру Variable-interest entity (VIE), то есть в юрисдикции Каймановых островов было создано специальное юридическое лицо, которое является собственником компании Alibaba, однако не имеет большинства голосующих акций. Инвесторы, которые купят акции компании Alibaba в ходе IPO, будут иметь ограниченные права в управлении компанией и в определении ее стратегических путей развития. Однако это не лишит инвесторов будущей прибыли азиатской корпорации. Таким образом существующее руководство корпорации хочет сохранить свою уникальную корпоративную культуру и модель управления, которая позволила ей обойти более крупных западных конкурентов.

konkurenti alibaba Компания Alibaba Group

Конкуренты Alibaba Group

Вывод: В данный момент инвесторы достаточно высоко оценивают бизнес корпорации Alibaba. Оценки будущей капитализации аналитиками вырьируются от $140 до $200 млрд. Рыночная стоимость корпорации может оказаться выше, чем у таких гигантов отрасли как Yahoo! Inc., eBayInc. и Amazon.comInc. Столь высокая оценка является вполне оправданной. Во-первых, рентабельность по чистой прибыли компании существенно выше, чем у многих конкурентов. Во-вторых, ключевым рынком для Alibaba является Китай, а темпы роста и потенциал развития сектора онлайн – торговли в Поднебесной в несколько раз выше, чем в развитых странах. И, наконец, инвесторы не рассматривают Alibaba исключительно как торговую площадку. Корпорация в перспективе может стать лидером по предоставлению различных онлайн – услуг не только в Китае, но и во всем мире. Этому будет способствовать рост доходов от основного направления деятельности компании, что позволит ей инвестировать в инновационные стартапы и позволит сохранить свое лидерство на рынке. Также огромный потенциал роста имеют уже существующие приложения и сервисы корпорации, которые пока не коммерциализированы, например, Alimama.com. Быстрые темпы роста рынка онлайн — торговли в Китае, а также уникальная стратегия компании, направленная на диверсификацию бизнеса в рамках интернет — услуг, делают акции корпорации инвестиционно привлекательными.

Автор: Шумаков Денис, Старший Финансовый Советник QB FINANCE

Часть информации взята с сайта QB Finance

Поделиться

2 комментария

  1. Лучший срок вложений в актив — навсегда) Что то в этом роде Баффет говорил) так что на перспективу наверное смысл всегда есть)

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо ВОЙТИ в систему. Это просто!